Инвестиции, инвестиции, инвестиции… Существует ли «рог изобилия»?

Бытует устойчивое мнение, что для привлечения инвестиций на территорию существует надежная технология. Она проста – нужна площадка, подготовленная под заводские корпуса, с подведенными к ней коммуникациями всех видов, обеспеченная энергией и другими видами ресурсов, которая юридически грамотно оформлена. Да еще в придачу законодательно поддержана местными, а еще лучше, хотя бы немного федеральными преференциями. И как только она будет создана, так сразу неугомонные инвесторы как пчелы на мед будут слетаться со всего Евразийского пространства, чтобы потратить свои кровные инвестиционные ресурсы именно здесь. Но это не так. Это просто так называемая калужская сказка. Про «Фольксваген» и «Мицубиси». И к действительности эта история не имеет ни какого отношения. Такие площадки больше похожи на сыр в мышеловке, причем даже не для инвесторов, а для государственных служащих и сотрудников служб развития. Появляющиеся новые площадки, не привязанные к конкретным инвестиционным проектам, ни чем, по сути, не отличаются от забытых старых корпусов заброшенных предприятий. Они ни кому не нужны, если не строятся заранее под конкретного инвестора.

Бытует еще одно устойчивое мнение, что для привлечения инвестиций на территорию есть ноу-хау, еще одна иная технология. Рецепт тоже носит налет гениальности. Нужно создать правильный инвестиционный климат. Нужно сформировать абсолютно новую бюрократию. Сократить все сроки бумажной волокиты до минимума. Причем сократить сразу по всем вопросам - от подключения к коммуникациям до разрешения на строительство и приема зданий в эксплуатацию. И как только у нас появляются новые регламенты с минимальными сроками прохождения документов, то инвесторы всех мастей со всего Евразийского пространства как пчелы на мед … Ну и так далее, вы уже это читали выше. Странно, но и это не работает. Гордиев узел не рубится и этим приемом. Знаете почему?

Во-первых, инвестор если уже принял решение инвестировать, то для него не существует длинных сроков оформления документов, не ждет нормальный вдумчивый капиталист административных сроков и месяцев на разрешения или регистрации сделки, а просто идет на ускорение, официальную процедуру, когда за доплату по специальному тарифу можно сократить время принятия решения госорганами в три-четыре раза.

Во-вторых, невозможно сужать до бесконечности время принятия решения для бюрократии, от этого начинает страдать качество решений. И хорошо, если ошибку можно исправить на бумаге, хуже, когда в угоду скорости закладывается плохое конструктивное решение, которое может привести к авариям, потери инвестиционных активов, трагедиям. Кого в этой ситуации будет интересовать крутой результат выдачи разрешения на подключение за один рабочий день? Как говорится, заставь дурака Богу молиться…

Да и не это главное. Вдумчивому читателю понятно, что инвестиционный проект это сложное и длительное мероприятие. Проведение конкурсов и торгов, подготовка проектов на строительство, поиск источников финансирования, работа с банками, поиск подрядчиков, строительство, приобретение и монтаж оборудования, поиск персонала и прочее, прочее. На все нужно время, время и еще раз время. И в рамках общего времени на весь проект, «гениально быстрое решение» по регистрации юридического лица не за неделю, а за два дня вряд ли повлияет на скорость реализации проекта. Есть в «проджект-менеджменте» понятие критического пути. То есть минимального времени прохождения проекта от старта до финиша. Так вот на этот путь потуги сократить бюрократию за счет скорости прохождения бумаг и выдачи разрешений влияют совсем условно.

Конечно, хочется иметь один подход, который как по мановению волшебной палочки, увеличивает в статистические разы характеристики территории по показателю отношения инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту. Но мы не волшебники и даже толком и не учимся. И одного рецепта на все территории нет и не может быть. И попытки навязывания обязательных стандартов инвестиционной привлекательности для всех территорий скопом превращают территории на штампованных кукол буратино в центральном универмаге. Все красивые, блестят, одеты с иголочки, но все одинаковые. Какая же между ними может назревать конкуренция за инвестора, если они все одинаковые?

Но мы же все понимаем, что никак нельзя сравнивать Москву и Якутию, Башкирию и Карелию, Татарстан и Сахалин. Мы все разные и климатически и производственно-технологически и ресурсно и интеллектуально - люди у каждого по - разному обучены и подготовлены. Так зачем же рождаются попытки всех выровнять? Может ответ в банальной плоскости – отчитаться перед руководством, что все заняты и что строительство очередной потемкинской деревни с гордым именем «инвестклимат» идет полным ходом. И выглядит же это на слайдах очень даже ничего.
А как в жизни? Что нужно инвестору от нас? Как он делает свой выбор? Для меня привлечение инвестиций на территории сродни тому, как лечат больного. Доктор не торопится лечить. Ему нужно провести диагностику, позаниматься анализами, поставить диагноз, а потом начать прописывать лекарства и постельный режим. В любом случае это индивидуальная работа. Каждый организм переносит болезни и лекарства по-разному.

По своему опыту могу судить точно – все, что у меня просил инвестор, это одну простую вещь. Это снижение собственной финансовой нагрузки за счет государственных возможностей, совместное с государством финансирование проекта из всех источников на входе в проект, что позволяет инвестору быстрее получать отдачу от проекта и снизить его сроки окупаемости. То есть быстрее рассчитаться с кредиторами. Больше инвестора ничего не интересовало. Конечно, формы такой поддержки могут быть специфичными, но каждый раз под любой проект набор преференций может быть подобран индивидуально. Иногда это просьба построить корпуса завода по спецпроекту и передача их инвестору, иногда строительство коммуникаций, дорог, очистных сооружений за счет государственных средств, иногда это активное участие в государственных специализированных программах субсидирования затрат на что-либо, а иногда налоговые каникулы.

И инвестора понять можно. Он мечтает разделить свои риски с сильным партнером – государством, он считает, что делит прибыль от проекта: чистую себе, а налоги государству. И сермяжная правда здесь присутствует. Государство имеет Нуль рублей, то есть не имеет ничего, пока нет предприятия, нет продукции, нет работников и нет стен. А вот когда все это есть, то налоговый ручей начинает пополнять казну. И если государство не вкладывается в проект, то оно превращается в халявщика, когда Инвестор, как один из его хозяйствующих субъектов сделал все сам, не смотря на происки государственных бюрократов. Мало того, что сделал, так еще трудоустроил людей, а иногда и дал квартиры работникам, и начал обеспечивать дополнительным доходом государственные бюджеты всех уровней.

И государство понять можно. Прежде всего - налоговый учет это столп государственности. Налоги обязаны платить все, так как это плата за нашу счастливую социальную жизнь - обучение детей работников инвестора в школах и детских садах, лечение в государственных клиниках, новые дороги по которым передвигается транспорт работников предприятий, радость и гордость за культурные и спортивные успехи территории.

Вывод из всей этой сентенции один. Развитие инвестиций на территории это совместный проект бизнеса и государства. Сегодня нам приводят в пример Сингапур, Южную Корею, Японию – страны инновационные передовики, выпестовавшие в своих недрах мощные корпорации, которые данные страны сейчас и прославляют. Но в начале успеха был путь рука в руку. Государственно-частное партнерство. В широком значении этого понятия, а не в узком специализированном в области социально-коммунального развития как понимается это сегодня нашим законодательством.

Государственные структуры и люди в них работающие должны понять, что развитие Родины это общая задача, общий труд и общий выигрыш в итоге. Наблюдать друг за другом или же забыть о существовании друг друга вряд ли удастся. Государство должно обеспечить легкость входа в проект. Не забыли, что просит бизнес при инвестировании? Правильно, разделить с ним финансовую ношу на старте. Остальное он сделает сам. Фактически государство начинает выполнять функцию проектного софинансирования. А это банковская услуга, которую банки предоставляют не охотно, так как сроки размещения ресурсов длинные, а привлечения ресурсов короткие, и тянуть эту рисковую лямку очень обременительно.

Но все меняется, как в калейдоскопе, если стороной предоставляющей проектное финансирование становится государство. Ведь здесь бюджетным эффектом является не прямой возврат инвестиционных средств, а косвенный в виде нового налогового потока. Я, к сожалению, не знаю территорий, где инвестиционный конвейер организован таким образом. Где Минфин думает не бюджетным периодом в один год. Надеюсь, что где-то в России это работает. Сложность процесса понятна – законодательные рогатки, любовь прессы к шуму на пустом месте, надзорные органы ждущие ошибки в юридически выверенной схеме, да и система контроля за рисками нужно строить современную, возможно со страхованием ответственности сторон. Но другого пути для рога инвестиционного изобилия представить трудно.

Как только государство становится соинвестором и стороной заинтересованной в реализации совершается инвестиционное чудо – и сроки оформления документов по проекту сокращаются, и площадки появляются в чистом поле, и тарифы на ресурсы утверждаются божеские. Проводя историческую аналогию, хочу сказать, что, если хотите, это плата по прошлым долгам. Экспроприация частной собственности в Великую Октябрьскую революцию прошлого столетия требует сегодня обратного процесса. Активной позиции государства в развитии частной собственности, путем соинвестирования проектов на территории.

Именно проактивная позиция государственных структур обязана формировать рынок предложений на местах. Ждать муниципальным и региональным властям, когда к ним заглянет проезжий инвестор смертельно. Привлечение инвестиций – это не только строительство производственных площадок, это больше – это государственный маркетинг. Данность сегодняшнего времени такова, что те территории, которые быстрее иных научатся вести себя по рыночному, которые будут точно знать и уметь формировать продуктовый портфель своей территории, выставлять его на «всеобщий прилавок», т.е. заниматься государственным мерчендайзингом и государственным промоушеном, тех ждет успех и попадание в современные учебники по государственному управлению.

Огромный вопрос во всей этой потенциальной истории вызывает мотивация людей, работающих на государственной службе. Что их может заставить повернуться лицом к рынку, к бизнесменам, частным инвесторам? Что их может заставить вести себя на госслжбе, как в бизнес-структуре: работать на результат, а не на процесс? Ответ тоже виден – помимо званий, пенсий и орденов, нужно дать возможность ввести в госорганах проектное управление с собственной системой выплат и бонусов. В Сингапуре это стало возможным – огромные государственные зарплаты и отсутствие коррупции.
С чего начать муниципалитету, что должен совершить глава районной администрации, чтобы  изменить свою территорию, превратив ее в богатый и счастливый край? Он должен засучив рукава и глубоко вздохнув вступить на долгий путь стратегического планирования. Для начала провести стратегический анализ своей территории, чтобы понять, чем он отличается от остальных, чем исторически славна данная местность, как и благодаря кому она развивалась, какие люди и каких возможностей живут и работают на территории, ну и так далее полный маркетинговый комплекс работ. Итогам обязан появиться План реализации Стратегии, который правдами и неправдами нужно будет реализовать. В рамках которого придется искать инвесторов, уговаривать их рискнуть средствами, выступить на каком то этапе проектным финансистом, совместно искать источники фондирования, оформлять документы, хеджировать риски, радоваться выпуску первой продукции и ждать положительных финансовых результатов, не забывая развивать собственное население и собственных предприимчивых людей.

Вроде бы просто. И Америку не открываем. Но это кажущаяся простота. Всегда на пути реализации стратегии будут возникать искусы не делать нужного, задержать необходимые мероприятия или направить финансы на что-то другое, кажущееся важным, но мелким и незаметным по факту. Но это совсем другой разговор. О том, как выполнять Планы мы поговорим в следующий раз.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика